Гордость Волочаново - объекты созданные руками жителей деревни

Часовня Волочаново. Семь лет народного творчества.

 


 

10 ноября 2007 года – знаменательная дата в истории деревни Волочаново.

В присутствии жителей деревни и при их непосредственном участии была заложена Часовня Николая Чудотворца.

 


 


 


Когда-то, а точнее в 1826-1829 г.г. в Волочаново графской семьей Шереметевых была построена церковь. Красивая церковь Обновления Храма Воскресения стала не только местным центром православия, но и украшением деревни. Тридцатые годы церковь не пережила и была превращена в руины. Но в душах Волочановцев из поколения в поколение православная вера была необходимым элементом и базисным оселком нравственности и культуры.

Казалось бы, простая ситуация – группа жителей деревни заложила часовню – объект культа православной религии. Что такое заложить часовню. Прежде всего: найти деньги на строительство, купить строительные материалы и найти работников для ведения строительства, а кроме того инициация строительства – личная инициатива очень небольшого числа жителей деревни.

Тем не менее, часовня была заложена и закладка освящена благочинным Шаховского района Русской Православной Церкви протоиереем Алексеем Русиным.

Чельцов Вячеслав Анатольевич, семьи Роговых и Николаевых – те люди, чья личная позиция стала определяющей для появления в Волочаново часовни.


 


 


Часовня и факт начала её строительства носит несколько мистический характер. Вячеслав Анатольевич рассказывал как однажды вечером задолго до закладки Часовни (дата значения не имеет) перед ним возникли две фигуры, словно сгустившиеся из сумрака, и мысленно указали на отсутствие места служения в деревне и возложили на него обязанность по организации строительства святого места.

Строили, как говорится, «всем миром».

Проект, строительные работы, отделка - творчество исключительно жителей деревни.

На следующий год после начала строительства в Волочаново официально вернулась Русская Православная Церковь.

12 февраля2008 годаУказом Митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия протоиерей Алексей Русин был назначен настоятелем церкви Воскресения словущего с приделами преподобного Сергия Радонежского и святителя Николая деревни Волочаново.

В начале июля 2012 года еще в недостроенной Часовне благочинный Шаховского района Русской Православной Церкви протоиерей Алексей Русин при большом присутствии жителей Волочаново начал богослужения.

 


 


 

В том же 2012 году строительство Часовни было материально поддержано Асоновым Алексеем Николаевичем. Именно благодаря его безвозмездной помощи в 2013 году Часовня украсилась куполами.


Волочановская земля, её особый дух подвигает людей на совершение добрых дел.

10 ноября 2014 года исполнилось 7 семь лет со дня начала строительства.

Семь непростых лет и на Волочановской земле появилась красавица Часовня.

Есть еще нерешенные вопросы с внутренней отделкой и обеспечением оборудованием, но дорогу осилит идущий, а то что Волочановцы уверенно идут к возвращению деревне исторического вида сегодня неспоримый факт.


Культурно-досуговый центр.

 

Невероятно, но у деревни Волочаново будет собственный культурно-досуговый центр! Это его предполагаемый вид.


Но обо всем по порядку.

Энтузиасты по изучению культуры и истории деревни Волочаново, готовясь к очередному Юбилею деревни в 2012-2013 г.г. определили перечень объектов, которые могли бы составить культурное наследие Московской области.

Одним из объектов культурного наследия являлись развалины Шереметевского периода жизни села Волочаново. Переписка с семьями Шереметевых и Римских-Корсаковых внесла ясность в этот вопрос. То, что Мы долгое время считали развалинами Шереметевского периода действительно строились в период 1851-1852 г.г., когда селом Волочаново владела семья Шереметевых и были манежем. Далее судьба здания была более интересной. Приведем небольшой отрывок из воспоминаний  Георгия Алексеевича Римского-Корсакова (1891-1971) :

«... В 1894 году было куплено Волочаново, в пятидесяти верстах от Журавлева (в Тверской губернии), на юг от него. Расположено оно было в Волоколамском уезде и находилось в 75 верстах от ближайшей станции Уваровка, бывшей Александровской железной дороги. Дальность расстояния от железной дороги, конечно, сильно снижала достоинства новой усадьбы... Дорога из Уваровки занимала не меньше 10-12 часов, учи­тывая состояние дорог. Останавливались кормить лошадей в селе Середа. Успех Сони Мекк (Софье Карловны Римской-Корсаковой) на любительской сцене в Петербурге в сезон 1899-1900 гг. породил в ее экспансивно настроенной голове довольно интересную мысль: создать народный театр в деревне, чтобы нести в гущу деревенской массы семена культуры. Одним словом: "Сейте разумное, доброе, вечное - сейте!". Обставлено это начинание было широко. Как я узнал позднее, нечто подобное было создано художником В.Д.Поленовым в своем чудном деревенском уголке под Тарусой. Но если Поленов имел в виду создать театр для народа силами самих крестьян, на основе их самодеятельности, то в Волочанове получился театр более профессиональный, чем любитель­ский, и вопрос о крестьянской самодеятельности там никогда не возникал. Еще зимой в Петербурге была сформирована труппа почти целиком из актеров-профессионалов. Они ехали в Волочаново играть за определенное денежное вознаграждение, имея сверх того бесплатное жилище и стол. Кроме того, в труппу входило и несколько любителей, игравших на сцене ради собственного удовольствия, и, конечно, никакой зарплаты не получавшие. А сцена была не маленькая, до одиннадцати метров в зеркале и значительной глубины. Оборудована она была в старом шереметьевском манеже, вмещающем сидя­щих и стоячих мест от 300 до 400. Спектакли давались по праздникам. Вход был бесплатный. Репертуар состоял, главным образом, из Островского: "Гроза", "Бедность не порок", "Свои люди - сочтемся", "Волки и овцы", "Трудовой хлеб". Кроме того, шла "Родина" (Зудермана) и всякие водевили. Спектакли имели большой успех у населения. Полиции не было, и никакого нару­шения порядка ни разу не произошло: ни хулиганства, ни пья­ных скандалов. К концу летнего сезона стали издалека приезжать помещики и купечество.»

То есть в 1894 году здание манежа Шереметевых стало народным театром Римских-Корсаковых.

Затем наступил 1917 год. Прошла Великая отечественная война. По воспоминаниям Самодеятельного народного художника д. Волочаново Тарасова Евгения Михайловича у здания Народного театра при освобождении Волочаново Нашими войсками в 1942 году располагалась артиллерийская батарея, которая вела огонь по занятому еще немцами селу Никола-Пустошь (Тверская область) и некоторые снаряды выпущенные немцами тоже частично разрушили здание.

К ноябрю 2012 году здание Народного театра Римских-Корсаковых представляли из себя брошенные и ни кому не нужные развалины, но…


В 2012 году у здания появился хозяин и сегодня судьба здания находится в бережных и хозяйских руках нашего односельчанина  - Асонова Алексея Николаевича. Алексей Николаевич родился и вырос в Волочаново. Как он говорит, помнит все ямки на Волочановской дороге, которую изучил наизусть катаясь в детстве на велосипеде.

           Для Алексея Николаевича Волочаново – Родина и этим сказано ВСЕ. Желание, что бы Волочаново не исчезло с карты Московской области забытым и брошенным – сегодня это цель его жизни. Поддержать деревню, создать рабочие места для ее жителей – это то, что сохранит людей и поможет Волочаново сохраниться как населенному пункту.

В здании Народного театра планируется создание культурного центра деревни. Культурный центр будет состоять из музыкального салона, гостиницы, бара и зала торжеств. Кроме того радом со зданием культурного центра планируется оборудование летнего плавательного бассейна для малышей и ребятни и лыжной трассы, для катания на лыжах и санках.

Сегодня развалины здания уже нельзя назвать развалинами. За год с небольшим проделан огромный объем работ. Здание очищено от мусора и обломков и возведена красивая утепленная крыша.


Два монолитных армированных бетонных пояса связали здание по фундаменту и по верхнему обрезу кирпичной кладки. Стены получили мощные поддерживающие колонны. Очищен подвал здания. В подвале, потолок которого выполнен в стиле веницианской кладки сводов, после его расчистки обнаружены очень красивые и большие помещения.


Сегодня самые «крутые» московские заведения, расположенные в подобных помещениях пользуются большой популярностью, а у нас это свое. Когда смотришь на то, что уже сделано, начинаешь верить в возможность восстановления здания и реализации проекта культурного центра.

 


 

Для нас, Волочановцев, восстановление здания Народного театра это знаковое и очень важное событие в деревенской жизни:

-во-первых, новое красивое здание украсит внешний вид деревни;

-во-вторых, это 15-20 рабочих мест по месту жительства Волочановцев;

-в-третьих, у Жителей Волочаново, и не только Волочановцев, появится зимняя лыжная горка для развлечений и гостиница;

-в-четвертых, появление музыкального салона позволит проводит в Волочаново красивые общественно-культурные мероприятии разного масштаба;

-в-пятых, наличие зала торжеств, выполненного в древнерусском стиле в Волочаново и русская кухня, бар, это сама по себе реклама деревни и привлечение как посетителей, так и потенциальных инвесторов.

Волочановская земля, её особый дух подвигает людей на совершение добрых дел. Вспомним Шереметева Сергея Васильевича, тщанием которого в 1826-1829 гг. в имении графини Варвары Петровны Шереметевой построена новая каменная церковь Обновления Храма Воскресения с приделами свт. Николая и прп. Сергия в стиле ампир. Престолов три: Воскресенский, в пределах тёплых - Преподобного Сергия Радонежского, Святителя и Чудотворца Николая.» Четверик церкви увенчан световой ротондой. С боков к нему примыкали притворы, внешне объединенные с храмом в единый объём, с запада небольшая трапезная, соединявшая храм с колокольней, с востока полукруглый алтарь. Внешнее убранство здания было достаточно сдержано.

Сегодня Волочановец Асонов Алексей Николаевич восстанавливает былую красоту и великолепие Народного театра Волочаново.

Все таки Волочановцы очень любят свою землю, берегут и сохраняют её.

В заключение хочется привести слова А.Г. Римского-Корсакова об отношении его отца к Волочаново: «Для нас, потомков бывших владельцев имения Волочаново, Римских-Корсаковых, имя этого села никогда не было пустым звуком, особенно для нашего отца, Георгия Алексеевича Римского-Корсакова, который через всю свою жизнь пронес воспоминания о Волочановском детстве и юности, как о годах самых светлых и неповторимых.

Когда в годы войны судьба занесла нашу семью в далекие Казахстанские степи, отец наш не раз упоминал это родное место в своих письмах на "большую землю", остро переживал немецкое нашествие на эти любимые им места. В 1960-х годах мы, его сыновья, позвали его к себе в Москву, но он отвечал, что для переезда нет ни сил, ни здоровья, ни денег. "Но, - писал он, - если бы Вы позвали меня в Волочаново, я не задумываясь сорвался бы с места".


Курс основых валют ЦБР на сегодня